Онкология: лечение химиотерапией

В современной медицине одним из основных методов для борьбы со злокачественными опухолями является химиотерапия. Процедура проводится путем прямого воздействия на организм пациента специальных токсичных препаратов, способствующих прекращению деления и дальнейшему уничтожению патологических клеток. Лечение путем введения химических препаратов зачастую является самым действенным, а зачастую и единственным способом побороть заболевание и спасти жизнь человека, страдающего онкологией.

Принцип действия химиотерапии

Химиотерапия – системная методика, направленная на борьбу со злокачественными новообразованиями. Больному назначают сбалансированный курс по введению препаратов, которые предназначены для сведения к минимуму жизнедеятельность раковых клеток и уменьшают их общее количество. К сожалению, препараты, используемые в химиотерапии, поражают не только нужные раковые клетки, но и большое количество здоровых клеток организма человека, что приводит к негативным последствиям.

Кроме химиотерапии в онкологии широко применяется лучевая терапия и хирургическое вмешательство. Выбор методики лечения рака зависит от типа злокачественной опухоли и ее локализации. Применение токсичных препаратов нередко комбинируют с облучением или с хирургическим вмешательством, однако для пациентов с большим количеством метастаз в организме химиотерапевтическое лечение считается самым эффективным.

Несмотря на высокую токсичность, химиотерапия имеет ряд неоспоримых преимуществ. Такой способ лечения рака позволяет:

• уменьшить размер злокачественной опухоли перед хирургическим вмешательством;
  • уничтожить злокачественные клетки, оставшиеся после проведения операции;
  • повысить эффективность других методов онкологического лечения;
  • свести к минимуму риски рецидивов рака.

В каких случаях назначается химиотерапия

В качестве основного метода химиотерапевтические препараты используются для лечения пациентов с системными онкологическими заболеваниями, поражающими весь организм: злокачественная лимфома, рак крови и т.д. Химическая терапия назначается в качестве комплексного лечения при наличии у человека опухолей больших размеров, визуализируемых при проведении МРТ, КТ и УЗИ.

В некоторых случаях лечение химиотерапией назначают для улучшения результата после хирургического вмешательства и сведения к минимуму рисков рецидивов. Препараты назначаются по специальным схемам, индивидуальным для каждого случая, с целью существенно улучшить эффективность борьбы с раком и смягчить побочные действия токсичных веществ на организм больного.

Химиотерапевтические препараты

По механизму воздействия на организм человека, химиопрепараты делятся на два типа:

1. Цитотоксические, разработанные и предназначенные специально для уничтожение патологических клеток. Препарат воздействует на ферменты и структуру ДНК, что провоцирует распад новообразований. Главным недостатком цитотоксических препаратов является широкий список побочных эффектов. Использование лекарств данной группы способно не только уничтожить раковые клетки, но и нанести существенный вред организму: кровеносной системе, желудочно-кишечному тракту и системе пищеварения.
  2. Цитостатические ферменты, направленные на прекращение процесса деления раковых клеток путем интоксикации. В конечном итоге препараты помогают добиться некроза патологических клеток.

Химиотерапевтическое лечение как правило проводится курсами: введение химических препаратов чередуется с перерывами в лечении, что дает организму возможность восстановиться после воздействия токсинов.

Врач подбирает систему лечения, оптимальную для конкретного случая, основываясь на следующих факторах:

• тип злокачественного образования и место его локализации;
  • реакция организма пациента на введение определенных препаратов;
  • итоговая цель лечения (предотвращение рецидивов, сокращение размеров новообразования, полное уничтожение рака и т.п.).

Побочные эффекты химиотерапии

Одним из основных поводов для беспокойства онкологических больных является огромный список возможных негативных побочных явлений от введения химиотерапевтических препаратов. Несмотря на то, что современная онкология предусматривает лечение рака по рациональным схемам приема препаратов, полностью исключить риск возникновения побочных эффектов не представляется возможным.

От агрессивного воздействия токсичных препаратов страдает система ЖКТ, волосы и ногти, кровеносная система, поражается кожа и слизистые оболочки, что приводит к следующим последствиям:

• полное или частичное выпадение волос на протяжении всего периода лечения;
  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта: тошнота, рвота, диарея;
  • нарушения репродуктивной функции (как частичные, так и полные) у пациентов обоих полов;
  • общее ухудшение иммунитета и, как следствие, риск развития различных инфекционных заболеваний;
  • малокровие и повышенная утомляемость;
  • ослабление костной ткани.

Побочные эффекты после химиотерапевтического лечения должны быть такими, чтобы организм человека смог с ними справиться. Поэтому перед назначением препаратов онколог тщательно оценивает риски, ведь слишком ослабленный организм наиболее предрасположен к возникновению более серьезных осложнений.

Можно ли прерывать химиотерапию?

При возникновении тяжелых побочных эффектов у пациентов нередко возникает мысль о прерывании лечения. Останавливать химиотерапию категорически запрещено, ведь это приведет к неизбежным последствиям: усугублению течения заболевания, появлению новых патологических образований, резкому ухудшению состояния пациента, вплоть до летального исхода. Следует помнить, что врач тщательно прорабатывает программу лечения, и добиться улучшений путем прерывания процедур невозможно.

При химиотерапевтическом лечении у больных нередко проявляется депрессия, которая не способствует положительной динамике лечения. Именно из-за эмоционального упадка больные зачастую сомневаются в правильности лечения и начинают думать об отмене введения препаратов, что может привести к печальным последствиям. При возникновении психологических проблем настоятельно рекомендуется консультация психотерапевта.

Реабилитация после химиотерапии

Восстановительное лечение после курса введения химических препаратов – один из ключевых аспектов в комплексном подходе к борьбе с раком. В отличие от пациентов с ранними стадиями злокачественных опухолей, больные с множественными новообразованиями не обойтись без реабилитации. Побочные эффекты, о которых мы рассказали выше, являются следствием огромного урона организму токсичными препаратами, и только качественное восстановительное лечение способно решить серьезные проблемы организма после химиотерапии.

Самыми опасными осложнениями после курса химических препаратов являются изменения формулы крови и нарушение работы жизненно важных внутренних органов. Также серьезными проблемами являются расстройства психики, к лечению которых нужно своевременно приступить, обратившись к врачу-психотерапевту.

Важным аспектом в реабилитации после химиотерапии является качественное обезболивание, в особенности у пациентов с метастазами. Также для полного восстановления рекомендуется вести активный образ жизни: полноценное питание, прогулки, прием витаминных комплексов, общение и занятие хобби. Если состояние больного позволяет, то человеку пойдет на пользу восстановление на своей работе, т.к возвращение к прежнему образу жизни благоприятно сказывается на процессе реабилитации.

Международная команда врачей

видеоотзывы