X

Симптомы и диагностика СДВГ

Диагностировать СДВГ (ADHD) – непросто. В наши дни, когда диагноз СДВГ ставят детям ближе к 5 – 7 годам в 5-15% случаев, напуганные родители, начитавшись статей и наслушавшись знакомых, принимают за симптомы гиперактивности любые проявления неусидчивости, непослушания и неугомонности детей. Специалистам тоже непросто сделать заключение, поскольку граница между нормой и аномалией бывает тонка и размыта.

Иногда родителей удивляет, что малыш, проведя день в детском саду, продолжает бегать и прыгать дома, а на прогулке без остановки меняет горку на качели, а качели на карусели и т.д. А вечером ребенка трудно загнать в постель. Такое впечатление, что он постоянно подключен к невидимому зарядному устройству. Измученные ребенком-энерджайзером, родители задумываются: А, может быть ребенок гиперактивен?

Последнее 10-летие гиперактивность – лидер детских неврологических нарушений. Проблема не нова, еще в 30-е годы специалисты обращали внимание, что в детских учреждениях, всегда были «возмутители спокойствия» или «дезорганизаторы». И в 1962 году в Оксфорде на съезде психологов их назвали «гиперактивными».

Как проявляется СДВГ?

Эти дети нарушают режим, не могут спокойно сидеть на занятиях, толкаются, дерутся, отнимают у других игрушки или школьные принадлежности. Но самое главное, что с началом обучения они начинают отставать от сверстников и несмотря на сохранный интеллект, показывают низкие академические результаты. Если вы заметили нечто подобное, стоит заострить на этом внимание и показать вашего ребенка специалистам. После серии различных проверок и тестов они поставят или опровергнут диагноз Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

В связи с бурным развитием диагностики количество детей с диагнозом СДВГ с каждым годом увеличивается. Факт сам по себе положительный, однако маленькие непоседы часто не слушаются родителей и нарушают установленные правила, а проблема СДВГ заключается в неспособности к самоконтролю.

Какие же признаки могут помочь вам понять, что у ребенка СДВГ?

  • Усиленная двигательная активность.
  • Высокие показатели у импульсивности.
  • Затруднения в концентрации внимания.

Все симптомы являются лишь причиной, по которой вы решите обратиться к специалисту. Объективными могут считаться симптомы, если они проявляются не только в одном каком-либо месте. Ребенку может быть не комфортно, например, в торговом центре, где он ведет себя неадекватно, а в других местах симптомы не проявляются. Но если они повторяются и дома, и на прогулке, и в садике или школе – можно говорить о том, что есть необходимость обратиться к специалисту. Наш специалист, практикуя метод Дейвиса, вполне успешно корректирует проявления симптомов СДВГ.

Как работает коррекция на простом примере.

Функции памяти, мышления и речи можно представить, как цепочку, состоящую из звеньев. Поскольку при СДВГ какие-то из этих звеньев ослабевают, некоторые функции начинают работать плохо или вовсе отказывают. А специалист помогает компенсировать эти пропуски запасными звеньями, которые не использовались.

У детей с СДВ(Г) снижена способность самоконтроля. И хотя очень сложной схемы им придерживаться сложно, но, все-таки, схему из 2 – 3 заданий под руководством специалиста они учатся выполнять довольно быстро. Для этого специалист метода Дейвиса, учит таких детей дробить большие задания на простые действия, используя контрольные вопросы. И дети с СДВ(Г), пройдя интенсивный курс и занимаясь этим со специалистом, а позже дома – под руководством родителей, укрепляют и переводят эти навыки в устойчивое состояние.

Если планомерно совмещать занятия со специалистами, закрепление дома и в детских учебных заведениях, то можно увидеть результаты достаточно быстро. Конечно, вылечить СДВГ нельзя! Но возможно ослабить, смягчить избыточную активность и импульсивность. Ребенку станет легче посещать садик или школу. Правда, с его взрослением будут появляться новые задачи, и ему придется подниматься на новые ступени. Например, переход из садика в школу. Необходимость учиться чтению и счету. А через несколько лет от одного преподавателя придется перейти к другой системе преподавания со многими учителями.

Ребенку с СДВГ эти изменения сложны. Но при каждом затруднении всегда можно привести консультацию со специалистом, чтобы закрепить полученные ранее умения для решения новой задачи. Крайне важен для таких детей четкий распорядок дня и выполнение принятых правил. Исполнять их должна вся семья. Все должно быть определено до самых мелочей. Если не оставлять ребенка на самотек и заниматься им с детства, а также по необходимости обращаться к специалисту, то чем старше становятся дети, тем возможнее для них справляться с симптомами СДВГ. При этом не следует ожидать, что нарушение внимания и функций самоконтроля может пройти самостоятельно. Оно останется, но дети научатся с этим лучше справляться.

Хочу посоветовать родителям детей с СДВГ не бояться того, что они вырастут невнимательными к людям с негативным восприятием жизни. Эти дети, при правильном руководстве и работе с ними, очень позитивны, чувствительны, внимательны к деталям и душевны. Они, как и все дети, не обделены талантами, и давая им пробовать себя в разных аспектах, вы со временем можете быть приятно удивлены. Главное – быть внимательным к ребенку и при подозрении на СДВГ сразу же обращаться к профессионалу.