Чего ожидать после операции по замене коленного сустава?

Операция на коленном суставеСуществует два основных типа операций по замене коленного сустава, и вы можете быть кандидатом на один из них или на оба. Коленный сустав — это сложный механизм, позволяющий сгибать ногу, чтобы ходить, бегать, приседать или прыгать и он состоит из бедренной кости (femur), кости голени (tibia) и коленной чашечки (patella).

В состав колена также входят:

• Хрящ, амортизирующий концы костей и заднюю часть коленной чашечки, благодаря чему кости не скрежещут друг о друга.
  • Связки, укрепляющие кости и стабилизирующие колено.
  • Мышцы, прикрепляющиеся к колену, такие как четырехглавая и подколенная мышцы.
  • Сухожилия, связывающие мышцы с костями.
  • Заполненные жидкостью мешочки (бурсы), которые помогают уменьшить трение тканей колена.

Весь сустав завернут в так называемую суставную капсулу — тонкую мембрану, наполненную смазочной жидкостью, которая поддерживает колено в хорошем рабочем состоянии.

Когда коленный сустав становится причиной беспокойства?

Со временем хрящ коленного сустава может разрушаться. Обычно это происходит в результате многолетнего износа, и вы можете даже не заметить этого процесса. «Хрящ не имеет нервных окончаний, поэтому потеря хряща не вызывает боли. Но все меняется, когда кости соприкасаются», — объясняет д-р Алекс Калганов, хирург по тазобедренным и коленным суставам из Assuta Hospital в Тель-Авиве и Москве.
Замена коленного сустава
Поскольку колени испытывают огромную нагрузку и давление при движении, потеря хряща может привести к инвалидизирующей боли, скованности и воспалению. Первая линия защиты — укрепление мышц, поддерживающих колено, снижение веса и инъекции противовоспалительных препаратов (кортикостероидов). Если эти меры не снимают боль в колене, то может помочь замена коленного сустава.

Тотальная замена коленного сустава

Полная замена коленного сустава звучит так, как будто речь идет об установке совершенно нового сустава. Возможно, это неверное название. «Это скорее шлифовка коленного сустава, как коронка на зуб. Стоматологи сбривают зуб и ставят на него колпачок. Это похоже на то, что мы делаем с бедренной, большеберцовой костями и надколенником. Мы удаляем около 9 мм поверхности каждой кости, чтобы установить на нее колпачок (имплантат) и придать кости новую, гладкую поверхность», — говорит д-р Калганов.
Замена коленного сустава
Искусственные части коленного сустава изготавливаются из металла и пластика. Для их установки хирургу необходимо сделать разрез длиной около 6-10 дюймов, вырезать одну или несколько основных связок, отделить бедренную и большеберцовую кости от колена и иногда разрезать четырехглавую мышцу. «При отсечении верхней части большеберцовой кости приходится жертвовать передней крестообразной связкой в центре колена», — говорит доктор. Затем имплантат восполняет ACL для стабилизации сустава». Но на самом деле нет способа заставить его работать так же, как ACL, поэтому после замены коленного сустава может быть сложнее поворачиваться и крутиться при таких видах спорта, как футбол или баскетбол».

Являетесь ли вы кандидатом на полное эндопротезирование коленного сустава, зависит от объема и места потери хряща.

Врачи говорят о локализации в терминах «отсеков», таких как:

• Пателлофеморальный отдел (нижняя поверхность коленной чашечки и часть бедренной кости, о которую трется коленная чашечка).
  • Медиальный отдел (внутренняя сторона колена между бедренной и большеберцовой костями, ближе к другой ноге).
  • Латеральный отдел (внешняя сторона колена между бедренной и большеберцовой костями).

Чем больше повреждений, тем больше вероятность того, что потребуется тотальное эндопротезирование коленного сустава.

«Если у вас артрит во всех трех отделах — или и в медиальном, и в латеральном, и оба они изношены — вам придется делать полную замену коленного сустава», — говорит доктор.

Частичное эндопротезирование коленного сустава

Если потеря хряща ограничивается одной частью колена, вы можете быть кандидатом на частичное эндопротезирование коленного сустава. «Наиболее распространенным (сценарием) является артрит, локализованный во внутреннем или медиальном отделе. Такие пациенты хорошо переносят частичное эндопротезирование коленного сустава», — говорит доктор Калганов.

Как и при полной замене коленного сустава, при частичной замене коленного сустава выполняется разрез длиной около 4-5 дюймов, удаляется поврежденный хрящ и кость, а также устанавливаются запасные части. «Но детали меньше по размеру, и они не вставляются так глубоко в кость», — отмечает хирург.

Поскольку детали меньше и устанавливаются только в одном месте, врачам также не приходится удалять связки колена. «Это лучше для людей, ведущих более активный образ жизни».

Однако эта процедура подходит не всем, у кого артрит коленного сустава ограничен одной областью. Возможно, вам придется отказаться от частичной замены, если у вас:

Остеопороз или ожирение. «Напряжение между имплантатом и костью может привести к перелому кости», — отмечает врач. Диагноз воспалительного артрита, такого как ревматоидный артрит или волчанка. «Это прогрессирующие аутоиммунные заболевания»

Специалист утверждает, что «в конечном итоге это приведет к разрушению».

Даже если Вы являетесь хорошим кандидатом на частичное эндопротезирование, это не означает, что Вы избежите дальнейших проблем с коленом. «Потенциальная проблема частичной замены коленного сустава заключается в том, что в других отделах колена, которые не были заменены, может развиться артрит, поэтому многие люди сразу же переходят к полной замене».
Замена коленного сустава
Читайте также: Заболевания костей и суставов. Что нужно знать пациенту!

Высокотехнологичная хирургия

Чтобы правильно установить искусственный коленный сустав, требуется безупречное мастерство и точность. Именно поэтому операции с использованием компьютеров и роботов становятся все более распространенными, особенно при частичном эндопротезировании коленного сустава. «Установка частичного коленного сустава похожа на строительство корабля в бутылке, поскольку вы стараетесь не нарушить связки», — говорит врач.

В этом врачам помогают компьютеры и роботизированные инструменты:

• Заранее отсканировать колено и составить 3D-план расположения компонентов с учетом уникальных потребностей пациента.
  • Удалять поврежденную кость во время операции с высокой точностью.

«При использовании робототехники и компьютерной навигации достигается более высокая точность и улучшается общая коррекция конечности, они позволяют нам делать идеальные разрезы перпендикулярно оси кости, которую мы рассекаем, или настраивать коррекцию, которой мы хотим добиться».