Девять разновидностей злокачественных новообразований, увеличивающих риск заболевания сахарным диабетом. 1В новом ретроспективном когортном обсервационном исследовании, проведенном в Корее, приняли участие более полумиллиона человек, наблюдение за которыми длилось 10 лет. Результаты позволили выделить 9 разновидностей злокачественных опухолей, развитие которых сопровождалось существенным ростом риска возникновения сахарного диабета в будущем.

Данные исследования, проведенного доктором Juhee Cho, профессором университета Sungkyunkwan (Сеул, Корея), опубликованы 7 июня в журнале JAMA Oncology.

Максимальный риск диабета отмечался спустя 2 года после выставления онкологического диагноза, однако риск продолжал оставаться повышенным в течение всего периода последующего наблюдения с 2003 по 2013 год.

Исследование установило, что перенесенное онкологическое заболевание является самостоятельным фактором риска, не связанным с традиционными факторами риска сахарного диабета. Поэтому клиницистам следует уделить внимание рутинному скринингу на наличие диабета среди пациентов, излеченных от онкологии. Также вполне вероятно, что клиническое течение и ответ на терапию при диабете развившемся у пациента, перенесшего онкологию, будут отличаться от таковых у пациентов с диабетом 2 типа, не страдавших от рака.

В исследовании использовались данные из заявлений о страховых случаях, представленных Корейской национальной системой здравоохранения, которая построена на принципах страховой медицины, но при этом государство оплачивает все услуги страхования граждан. Это позволило сформировать репрезентативную выборку, составляющую 2,2% от популяции.

Национальная Эталонная Выборка, созданная на базе Национальной программы государственного медицинского страхования (The National Health Insurance Service–National Sample Co(NHIS-NSC)), была представлена 524 089 участниками обоих полов в возрасте от 20 до 70 лет без диабета и злокачественных новообразований в анамнезе.

В ходе промежуточного анализа, выполненного через 7 лет от начала исследования, было обнаружено, что у 15 130 участников был диагностирован рак. Люди, перенесшие рак, по сравнению с незаболевшими, имели более старший возраст, чаще имели женский пол, ежедневно употребляли алкоголь, а также имели более высокий индекс массы тела и большее количество сопутствующих заболеваний.

Из 26 610 новых случаев диабета, развившихся в течение 10-летнего периода наблюдения, 834 случая возникли у участников, перенесших рак.

Показатель отношения рисков (HR) для связи диабета с перенесенным онкологическим заболеванием в общей сложности составил 1,35 (Р<0,001) с поправками на имевшиеся до развития онкологии факторы риска диабета, а также на возраст, пол, показатели метаболизма и сопутствующие заболевания.

У участников, перенесших рак поджелудочной железы, риск диабета возрастал в 5 раз (НR 5,15).

Существенное повышение рисков возникновения диабета также наблюдалось у участников с опухолями почек (НR 2,06), печени (НR 1,95), желчного пузыря (НR 1,79), легких (НR 1,74), системы крови (НR 1,61), молочной железы (НR 1,60), желудка (НR 1,35) и щитовидной железы (НR 1,33).

Злокачественные новообразования яичек и головного мозга также ассоциировались с повышенным риском сахарного диабета, однако количество случаев оказалось недостаточным для установления статистической значимости.

Благодаря возможности учесть факторы риска диабета имевшиеся до возникновения рака, удалось установить, что не все злокачественные опухоли, связанные с ожирением, приводили впоследствии к повышению риска диабета. Так колоректальный рак и рак эндометрия не были ассоциированы с повышенным риском диабета в будущем.

Повышение риска диабета также не отмечалось при раке матки, яичников, головы и шеи, пищевода и простаты.

Исследователи ищут возможные объяснения выявленных закономерностей.

Учитывая, что наиболее высокий риск диабета отмечался в первые 2 года после выставления онкологического диагноза, возможно имела место токсичность получаемого пациентами лечения (глюкокортикостероиды, химиотерапия).

Прямой эффект онкогенеза также мог увеличить риск диабета, принимая во внимание известный факт, что раковая кахексия сопровождается развитием инсулинорезистентности, нарушением толерантности к глюкозе и диабетом.

В исследовании все же имеются ограничения, связанные с неполнотой информации о стадиях, ведении и лечении злокачественных опухолей, равно как и с тем фактом, что все выводы взяты из заявлений о страховых случаях.