Рак печени при гепатите в, развитие заболевания выше у пациентов с хроническим вирусом гепатита B 1У пациентов с хроническим гепатитом B в иммунотолерантной фазе, которые обычно не рассматриваются в качестве кандидатов на лечение, наблюдается повышенный риск развития гепатоцеллюлярной карциномы и смерти в сравнении с пациентами с гепатитом в иммуноактивной фазе, получающих лечение. Об этом докладывают учёные из Кореи.

«Уровни сывороточного фермента печени (АЛТ) были использованы в качестве критерия для начала лечения пациентов с хроническим гепатитом B,» — рассказывает доктор Young-Suk Lim из Asan Medical Center, Сеул, Южная Корея. «Однако, повышение аланин аминотрансферазы (АЛТ) может произойти на поздней фазе повреждения печени вирусом гепатита B. Таким образом, раннее начало лечения, основанное на возрасте и уровне сывороточного ДНК вируса гепатита B может предотвратить развитие рака и раннюю смерть у пациентов с хроническим гепатитом B.»

Иммунотолерантная фаза хронической инфекции вирусом гепатита B характеризуется высоким уровнем циркулирующей ДНК вируса и нормальным уровнем АЛТ, при этом предполагается что гистологическая активность спокойная и риск прогрессии заболевания низкий. Но недавние исследования говорят об обратном.

Команда доктора Lim’а проанализировала данные 3,051 взрослого пациента с хронической инфекцией вирусом гепатита B с целью сравнить долгосрочные исходы у нелеченных пациентов с иммунотолерантной фазой и пациентов с иммуноактивной фазой заболевания, получавших лечения аналогами нуклеозидов/нуклеотидов. Средний срок наблюдения составил 6,3 года.

При мультивариантом анализе, в группе иммунотолерантной фазы было выявлено увеличение риска возникновения печёночно-клеточной карциномы в 2,54 раза и увеличение риска смерти или необходимости в пересадке печени в 3,38 раза по сравнению с группой иммуноактивной фазы. Эти данные оставались неизменными при применении разных методов анализа.

У пациентов с умеренно активным заболеванием также отметили повышение риска по сравнению с группой иммуноактивной фазы – кумулятивная заболеваемость раком печени больше в 3,23 раза и увеличение смертности или трансплантации в 3,21 раза.

Факторы, независимо связанные со значительно более высоким риском клинических событий, включали старший возраст, мужской пол, низкие уровни ДНК вируса гепатита B и низкое содержание тромбоцитов.

В заключении доктор Lim сказал: «Таким образом, мы думаем, что по крайней мере пациентов в возрасте >40 лет и/или с сывороточным уровнем ДНК вируса >4,0 и <8,0 можно лечить для снижения риска возникновения рака печени и смерти, даже несмотря на нормальный уровень фермента печени АЛТ.»