Аритмия: диагностика и лечение

Аритмия: диагностика и лечение 1Наше сердце работает в определенном ритме, за минуту осуществляя примерно 60-80 ударов. Так последовательно сокращаются предсердия и желудочки. Сердечная мышца сокращается автоматически, независимо от того, хотим мы этого или нет. Кроме того, существует последовательность этих сокращений, а также наше сердце способно проводить импульсы, которые стимулируют его работу, ко всем своим отделам.

Если же такой механизм дает сбой, возникает нарушение сердечного ритма, его частоты и регулярности — аритмия.

Пациенты, страдающие аритмией, описывают свои ощущения как быстрое и сильное сердцебиение, замирание и последующее ускорение ритма. Часто аритмия сопровождается болями в сердце и за грудиной, головокружением, потерей сознания, паническими атаками с чувством нехватки воздуха. Гораздо реже аритмия протекает без выраженных симптомов.

Лечение аритмии консервативными методами клинике «Медис» осуществляет доктор Александр Аронов, а процедуры абляции выполняют ведущие аритмологи, такие как Роман Овчинников  в Москве, и профессор Давид Лурье в Иерусалиме, а в вскоре, мы надеемся, и в Хадасса Сколково. Стоимость процедур в Москве составляет от 350 до 500 тысяч рублей, а в Тель-Авиве цены на услуги будут составлять от 14 тысяч долларов.

Чем опасна аритмия и каковы причины ее появления

Аритмия может являться как осложнением других сердечных заболеваний (миокардитов, инфарктов, ишемии), так и самостоятельным заболеванием. Например, при врожденной патологии. Из всего количества смертей от сердечных заболеваний 15% произошло именно из-за аритмии. Поэтому очень важно пройти своевременное обследование на предмет наличия сердечных заболеваний, узнать причины их появления и заняться последующим лечением недуга.

Самая частая причина нарушения ритма — это органическое повреждение сердца. При этом в сердечной мышце определяется дефект, который не позволяет проводить импульсы к отделам сердца или происходит повреждение самого синусового узла. Тогда импульсы генерируются неправильно. Органическая аритмия возникает при инфарктах, ишемии, миокардитах, кардиосклерозе, также при ранениях и травмах, при операциях на сердце.

Менее распространённой причиной является функциональное нарушение в работе сердца. В этом случае импульсы формируются неправильно из-за внешних причин.

Чаще такие состояния возникают при:

• вегетативных нарушениях, стрессах, переутомлении, неврозах;
  • приеме большого количества кофе, чая, алкоголя, острой и соленой пищи, некоторых медикаментов;
  • нехватке в организме магния, калия, кальция и других микроэлементов;
  • гормональных нарушениях, проблемах с щитовидной железой;
  • наследственной предрасположенности;
  • общей интоксикации организма, лихорадке, язвенной болезни и т.д.

Аритмии могут эпизодически появляться из-за стресса или приема лекарственных средств. Такие состояния проходят сами после исключения причин их появления. При постоянном течении аритмии и под влиянием усугубляющих факторов возможно возникновение осложнений.

Самыми опасными из них являются:

• фибрилляция, трепетание желудочков при котором происходит резкое замедление кровообращения, потеря сознания, остановка сердца. Это очень опасное состояние, которое может начаться внезапно и начать быстро развиваться. Часто при таких состояниях нужны реанимационные мероприятия;
  • у пациентов с хронической сердечной недостаточностью при тахиаритмии может развиться одышка и отек легких;
  • синдром Морганьи-Стокса (потери сознания, вызванные резким нарушением кровообращения мозга);
  • тромбозы и тромбоэмболии при мерцательной аритмии, довольно часто могут приводить к инсульту.

Поэтому при аритмии обязательна консультация кардиолога, который назначит соответствующее лечение.

Виды аритмии

Аритмия: диагностика и лечение 2На данный момент известно множество видов и типов этого заболевания.

По анатомическому признаку:

• предсердные — поражается одно или оба предсердия,
  • желудочковые аритмии образуются в области желудочков,
  • синусовые — локализация в синусовом узле,
  • атриовентрикулярные — проблема возникает в месте перехода клапанов.

По частоте и регулярности импульсов:

• тахикардия — число биений сердца более 90 ударов в минуту
  • брадикардия (снижение количества сокращений, менее 55 в минуту)
  • нерегулярный ритм.

Также существует классификация на основе функциональной диагностики по электрофизиологическим показателям:

• номотопные (импульс формируется в синусовом узле). К ним относится слабость синусового узла, тахиаритмия, брадикардия;
  • эктопические (импульс формируется вне синусового узла).

Диагностика и лечение аритмии

Выявить и определить тип и причину аритмии может только врач-кардиолог. Симптомы аритмии зависят от частоты сердечных сокращений и их регулярности.

На приеме врач проводит подробный первичный опрос пациента, расспрашивая обо всех проявлениях недуга. После этого кардиолог назначает исследования с целью определения влияния аритмии на кровообращение жизненно важных органов:

• анализ крови на биохимию, количество электролитов, гормоны щитовидной железы,
  • анализ крови на свертываемость с МНО («международное нормализованное отношение»).

Это необходимо для выбора дозы препаратов-антикоагулянтов.

Для уточнения типа аритмии и степени выраженности поражения, а также выявления самой аритмии (при бессимптомном протекании) необходимо проведение ЭКГ и суточного холтер-мониторирования ЭКГ. Для оценки структурных изменений сердца и выявления функциональных нарушений в работе органа, как в покое, так и при нагрузке, проводится УЗИ сердца (эхокардиография). Исследование осуществляется в состоянии покоя и с дозированной физической и медикаментозной нагрузкой (так называемые стресс-тесты).

После диагностирования врачом аритмии, терапия главным образом направлена на лечение основного заболевания и одновременно проводится коррекция сердечного ритма.

При лечении аритмии применяются препараты следующих групп:

• стабилизаторы клеточных мембран (пропафенон, прокаинамид, тримекаин);
  • адреноблокаторы (конкор, надолол, эгилок, атенолол);
  • блокаторы кальциевых каналов (верапамил), калиевых каналов (амиодарон).

При таких осложнениях, как тромбозы или тромбоэмболия используют препараты, предупреждающие их проявление:Аритмия: диагностика и лечение 3

• антогонисты витамина К (варфарин),
  • антикоагулянты (прадакса, ксарелто),
  • противотромбоцитарные препараты (ацетилсалициловая кислота).

К нелекарственной терапии относится:

• элетрическая кардиоверсия (восстановление ритма сердца с помощью определенного режима дефибриллятора),
  • чреспищеводная электростимуляция предсерий,
  • имплантация электрокардиостимулятора,
  • радиочастотная абляция (прижигание через проколы очагов неправильного генерирования импульсов).

Метод лечения зависит от степени выраженности и осложнения заболевания. Оно может быть консервативным, при тяжелых, запущенных случаях и хирургическим. Таким образом, при своевременной диагностике и адекватном лечении, происходит улучшение состояния больного. Прогноз аритмии напрямую зависит от вида заболевания, степени выраженности нарушений и сопутствующих заболеваний.

Также важна профилактика аритмии. В первую очередь профилактика направлена на лечение кардиопатологий, интоксикаций, вегетативных расстройств, тиреотоксикоза. Необходимо избегать стрессов и переутомления. Следует исключить употребление кофеина, алкоголя. Нельзя самостоятельно подбирать и принимать противоаритмические средства. Только опытный специалист может назначить правильное лечение и рассчитать дозу препарата.