X

Дислексия: что это?

В наше время известно множество недугов, которые могут помешать эффективному развитию человека. Рассмотрим подробнее некоторые определения:

  • Дислексия — проблемы в освоении чтения, проблемы с пониманием читаемого материала и с пересказом, а также проблемы с правописанием и орфографией.
  • Дисграфия — проблемы в освоении письма: неустойчивый и корявый почерк, отсутствие знаков препинания, пропуск красной строки. Диспраксия — проблемы, связанные с координацией движений инеуклюжестью, планированием своих действий, в том числе и проблемы с оформлением рабочего листа тетради.
  • Дискалькулия — проблемы с освоением математики и математических действий, с освоением таблицы умножения и других математических последовательностей.
  • Симптомы СДВ — синдром дефицита внимания (СДВ) и с гиперактивностью (СДВГ), проблемы с концентрацией внимания и запоминанием, с ориентацией во временных рамках.

Рассмотрим подробнее такие заболевания, как дислексия и дисграфия.

Выявление дислексии

Времена меняются к лучшему и сегодня о дислексии и дисграфии, к счастью, можно найти немало информации. Однако по-прежнему, далеко не все родители, и не каждый воспитатель или учитель может вовремя определить эти нарушения. Затруднения детей с письмом, чтением и счетом чаще всего, вызывают у родителей подозрения в нерадивости или проблемах с интеллектом. А в школе педагоги, не жалея слов и энергии, исчеркивают тетради таких учеников красными чернилами, с негодованием слушают их чтение и ставят неизменные двойки. И с каждой такой двойкой у ребенка теряется уверенность в своих возможностях, падает самооценка и снижается мотивация к учебе. Программа движется вперед, а дети с дислексией и дисграфией, застревают на начальном этапе и не могут сдвинуться ни на шаг.

Такие дети мучаются от собственной несостоятельности, считают себя плохими, глупыми и никчемными. И многие взрослые считают их именно такими, а их сложности с обучением называют ленью, отсутствием интереса к чему-либо и избалованностью. Многим родителям все еще трудно согласиться с существованием таких диагнозов, как дисграфия, дислексия, дискалькулия и прочими. Многие глубоко уверены, что если в прошлом об этом не было и речи и ничего – как-то учились, то образуется и сейчас. Но они забывают или просто не задумываются о том, что обязательное образование законодательно появилось только в прошлом веке. А в далекие времена учились далеко не все дети. И если кто-то из них и испытывал затруднения, связанные с подобными нарушениями, то за нерадивость получал по первое число, изгонялся из учебного заведения – и дело с концом.

Особенности заболевания

Современные школьные программы настолько усложнились, что перечисленные выше диагнозы зачастую «выскакивают» уже в первые месяцы обучения. Просвещенные родители сразу обращают на это внимание и просят помощи специалистов, которые и устанавливают диагноз.

  1. У человека с дислексией хорошо развита любознательность, и проявляется это ярче, чем у обычных людей.
  2. Человек с дислексией мыслит, в основном, образами, картинками, а не словами.
  3. Люди с дислексией могут использовать способность своего мозга для изменения или создания восприятия.
  4. У дислектика высоко развиты интуиция и проницательность.
  5. Люди с такими проявлениеми распознают окружающую их обстановку в более высокой резолюции.
  6. Дислектик воспринимает мысль как реальность.
  7. Они думают и воспринимают в многомерном измерении (используя все органы чувств).

Некоторые родители, начитавшись модных статей с именами великих дислексиков, начинают подозревать в своих отпрысках гениальность и многочисленные таланты. Это крайность. Хотя, можно сказать, что такие дети мыслят настолько отлично от остальных, что при умелом применении их способности видеть мир иначе, действительно могут стать неординарными и талантливыми в некоторых областях.

Первая помощь при дислексии

Настоящую помощь могут дать дислексикам и дисграфикам родители, которые адекватно воспринимают их особенности. Те, кто не впадает ни в одну из крайностей и не считают своих детей ни ленивыми тупицами, ни потенциальными гениями. Если в школе дети не всегда могут найти понимание и поддержку, то именно родители должны принять эти функции на себя, своевременно обращаться за помощью к профессионалам, которые помогут компетентно разъяснить ситуацию и школьному руководству, и преподавателям, и предложить верные, короткие пути решения проблем с их детьми. Тогда обучение не сможет травмировать их детей, как это часто бывает. При этом важно, чтобы вся семья выступала единым фронтом. И очень полезно, чтобы оба родителя попали на консультацию к специалистам, где они смогут получить исчерпывающую информацию о диагнозе и о том, как помочь их детям.

Дети, которые отучились в начальной школе пару лет, должны в рамках возрастной нормы и согласно программе, уметь читать, писать, считать и быть грамотными, в случае с дислексией добиться этого не получается вплоть до старших классов. В зависимости от уровня проблем, одни дети с дислексией все-таки овладевают техническим чтением, но чаще всего, читают очень медленно, угадывая слова и буквы, меняют их местами, теряют строку текста в процессе чтения, часто не понимают фраз и не могут пересказать прочитанное.

Коррекция дислексии

Найдите подходящий на ваш взгляд метод коррекции. Продолжайте вместе выбирать и покупать яркие книжки с картинками, крупным текстом и захватывающим сюжетом. Читайте размеренно с выражением вслух и просите ребенка сообщать вам, если он не в состоянии осмыслить какие-то слова. Читайте ним по ролям или по очереди коротенькими отрывками. Приучите его читать по линейке или, водя пальчиком по строке, чтобы слова не «разлетались». Предлагайте ребенку вести дневник или собственную книгу рассказов и сказок и писать в ней так, как он может. Пусть даже это будет безграмотно и с перевернутыми буквами. Учите его проговаривать буквы и слова при письме. Предложите использоваться разноцветные ручки и попробуйте заменить бумагу на желтоватую или голубоватую. Иногда это облегчает для ребенка с дислексией процесс письма. Пусть пишет, когда ему захочется, и понимает, что это только тренировка и никто не будет его ругать или выставлять за это оценки. И постоянно хвалите его за каждую правильно написанную букву и строку.

Дислексия – это неврологическая особенность, которая делает восприятие текстов сильно отличающимся от обычной системы восприятия. Помочь людям с дислексией сегодня вполне возможно. Необходимо только не откладывать это в дальний ящик, обращаться к специалистам для диагностики и коррекции. И тогда, ваш ребенок сможет порадовать вас своими школьными успехами. Подробнее о лечении дисклексии в клинике Medis.